Об архитекторе Смоленской крепости известно немного. Можно лишь предполагать, что Федор Конь был выходцем из Дорогобужского уезда. Известно, что он делал богатые вложения Болдинскому монастырю (Дорогобужский уезд), подолгу жил в нём. Перед тем, как получить крупный заказ в Смоленске, Федор Савельевич был архитектором Белого города в Москве – сегодня Бульварное кольцо.
Белый или иначе Царев город – величайшее сооружение Москвы длиной 9,5 км, не сохранившееся до наших дней. В 1595 году царской грамотой был послан в Смоленск «государев мастер», что подчеркивало опытность и мастерство.
Творения Ф.Коня. Слева - Белогородская стена; справа - Смоленская крепость
Смоленская крепость – вершина творчества Федора Коня. Художественный гений зодчего проявился в торжественно-горделивом великолепии стен и башен крепости, в особой тонкости и благородстве их пропорций, в искусном оформлении бойниц. По красоте и инженерной мысли смоленское детище Федора Коня не знало себе равных среди оборонных сооружений Московской Руси.
Масштаб и уровень деятельности Федора Коня выявляют в нём не только выдающегося зодчего, но и человека эрудированного, образованного по самым высоким меркам эпохи. Его работа была грандиозной. Он владел всеми секретами западноевропейского фортификационного искусства.
Олег Комов
Скульптор
Кто же он, великий зодчий? Архивных документов о личности архитектора не сохранилось. Существует версия, что он мог быть и приглашенным итальянским мастером, что вполне объяснимо. О высоких оборонительных сооружениях Турина хорошо знали в Москве. Имя заграничному архитектору могли дать на русский лад. Так, или иначе, память о выдающемся архитекторе навсегда жива в образе Смоленской крепостной стены.
Настоящих изображений зодчего не сохранилось.Напротив башни Громовой предстаёт его собирательный образ. Памятник был установлен в 1991 году, авторами которого стали скульптор О. Н. Комов и архитектор А. К. Анипко.